ИСЭОиПБ

Институт строительных экспертиз, оценки

и промышленной безопасности

Адрес: 414040 г. Астрахань ул. Куйбышева, 25
insudeks@bk.ru стройэксперт30.рф

+7-903-321-65-20

+7-909-372-05-20

ЭКСПЕРТИЗА ПРИ ПРИЁМКЕ ПО 44 ФЗ

  Отдел строительной экспертизы  ИСЭОиПБ  проводит экспертизу по 44 ФЗ.

консультации по  тел. 8-903-321-65-20,  8-909-372-05-20

Обязательно проведение экспертизы при приемке продукции по контракту – ч. 3 ст. 94 закона 44-ФЗ.

        Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.                .  Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом

     *Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации в 14 случаях (10-13, 16, 24 (гос. и мун. нужды), 31, 34, 35, 37, 38, 39, 43, 49 ч.1 ст.93)

       На заказчика возлагается обязанность проведения экспертизы результата каждой закупки! (ч.3 ст.94)

1 закупка              =   1 экспертиза
1 этап закупки     =   1 экспертиза

       Частью 7 статьи 94 Закона №44-ФЗ установлено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

        В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

    При осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг и составлять ежемесячный отчет, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно.

 

    Нужно ли оформлять отдельный документ об экспертизе силами заказчика?

    «… В случае если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги. Отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется»
    (Письма Минэкономразвития России от 31.08.2015 N ОГ-Д28-11585, от 15.09.2015 N ОГ-Д28-12160, от 18.12.2015 N Д28и-3786, от 26.12.2016 N ОГ-Д28-15314)

      «…Экспертом при проведении экспертизы силами заказчика может быть любое должностное лицо заказчика..»
(Письмо Минэкономразвития России от 11.01.2017 N Д28и-142)

      «…Проведение экспертизы силами заказчика осуществляется в соответствии с частью 10 статьи 94 Закона N 44-ФЗ без оформления и приложения к отчету об исполнении контракта заключения по результатам проведения экспертизы…»
     (Письмо Минэкономразвития России от 22.11.2016 N ОГ-Д28-13233)

 

Независимая экспертиза

    1.Обязательная независимая экспертиза проводится только при закупках у единственного поставщика в случаях, установленных законом (10-13, 16, 24 (гос. и мун. нужды), 31, 34, 35, 37, 38, 39, 43, 49 ч.1 ст.93). В остальных случаях – это право заказчика.
    2.Экспертизу проводят эксперты или экспертные организации, привлеченные заказчиком.
    3.Экспертиза проводится на возмездной основе, оплата должна осуществляться заказчиком. Не допускается возлагать такую ответственность по оплате экспертизы на поставщика.
   4.Законом установлены требования к экспертам и экспертным организациям
   5.Эксперты и экспертные организации привлекаются по правилам Закона 44-ФЗ
   6.По итогам проведенной экспертизы оформляется экспертное заключение

Эксперты, экспертные организации

(Пункт 15 ст.3 Закона 44-ФЗ)

     Эксперт

  • Физическое лицо
    •ИП
    •обладает специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла

    Экспертная организация


  • Юридическое лицо
    •Работники (т.е. штатные специалисты) юридического лица обладают специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла

       Законом 44-ФЗ не установлен перечень документов, которыми подтверждается соответствие указанным требованиям.
В случае, если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, в соответствии с законодательством РФ установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в СРО), отбор экспертов, экспертных организаций для проведения такой экспертизы должен осуществляться из числа лиц, соответствующих указанным требованиям (ч.8 ст.41).

Экспертами не могут быть:

(Часть 2 ст.41 Закона 44-ФЗ)

    1) физические лица:
    а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
     б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
     в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой  восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
     2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20% вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
     3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

Документы, подтверждающие отсутствие конфликта интересов.

Уведомление (декларация) эксперта о допустимости участия в проведении экспертизы

  • Направляется экспертом в адрес заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя)
    •Письменная форма уведомления
         •При привлечении экспертной организации рекомендуется оформлять письменное уведомление для юридического лица и в отношении каждого привлекаемого эксперта
    (часть 3 ст. 41 Закона 44-ФЗ)

 

Ответственность эксперта

(Ст. 19.26 КоАП РФ)
     1. Дача заведомо ложного заключения экспертом при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей.
    2. Дача заведомо ложного заключения экспертом по аккредитации, техническим экспертом при подготовке экспертного заключения, акта выездной экспертизы, акта экспертизы влечет :

   - наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб.

 

 



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ЗАКУПОЧНОГО ЦИКЛА»

  1. Общие положения по привлечению экспертов, экспертных организаций
  2. Настоящие Методические рекомендации (далее — Рекомендации) разработаны в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченному органу, уполномоченному учреждению в определении порядка проведения экспертизы,  случаев привлечения к осуществлению закупки для нужд Ярославской области эксперта и/или экспертной организации в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ).
  3. Рекомендации предназначены для приме­нения заказчиками, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением при привлечении к осуществлению закупки эксперта и/или экспертной организации, а также при планировании и обосновании бюджетных затрат на привлечение эксперта и/или экспертной организации и составлении проекта контракта (договора) на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
  4. Финансирование экспертных услуг заказчиком осуществляется путем включения затрат по этим услугам в смету бюд­жетных расходов.
  5. Рекомендации разъясняют возможные случаи привлечения экспертов и/или экспертных организаций в соответствии Федеральным законом № 44-ФЗ.
  6. Задачей экспертизы в рамках настоящих Рекоменда­ций является оказание содействия заказчикам, уполномоченному органу, уполномоченному учреждению в разрешении вопросов и/или подготовке предложений, требующих специальных познаний.
  7. При оказании услуг эксперты и экспертные организации руководствуют­ся следующими принципами:

—   полноты, всесторонности, компетентности, достоверности, обоснованности и законности экспертизы и ее результатов;

—   объективности и беспристрастности;

—   ответственности сторон;

—   разумности сроков проведения экспертиз;

—   независимости от кого-либо, заинтересованного в результатах экспертизы;

—   ответственности за организацию, проведение и качество экспертизы;

—   обязательности выполнения требований, установленных контрактом и предусмотренной им нормативной и технической документации;

— соблюдения государственной и коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении экспертизы.

  1. Основания и случая привлечение к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации
  2. В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу результатов, полученных по контрактам.

Цель такой экспертизы — проверка соответствия условиям контракта предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом.

  1. Экспертиза проводится как по итогам исполнения всего контракта, так и по каждому этапу контракта в отдельности. Иными словами, количество заключений по результатам экспертизы должно совпадать с количеством подписанных приемочных документов.
  2. Следует обратить внимание, что заказчикам необходимо проводить экспертизу результатов, полученных по всем без исключения контрактам, в том числе по закупкам на сумму до 100 тыс. руб. Каких-либо исключений не предусмотрено.
  3. Экспертиза может быть проведена любыми работниками заказчика, в должностных обязанностях которых будет закреплено проведение экспертизы результатов, полученных по контрактам. (пункт отменён)
  4. В отдельных случаях, указанных в ч. 4 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик не может провести экспертизу своими силами, а обязан привлечь экспертов, экспертные организации. Помимо этого Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного привлечения экспертов, экспертных организаций для экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. В остальных случаях заказчик вправе вместо экспертизы, проводимой своими силами, или в дополнение к ней привлечь таких экспертов, экспертные организации.
  5. Эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией лицо, которое осуществляет деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным вопросам (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ).
  6. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы товара, работы, услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 2, 3, 7, 9 — 14, 16, 19 — 21, 24, 25, 27 -34 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Правительство РФ может определить иные случаи обязательного проведения экспертизы (ч. 4 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ).
  7. Дополнительно, заказчик привлекает экспертов, экспертные организации при осуществлении закупки в случаях, которые предусмотрены Федеральным законом № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ). К ним относятся (ст. 58 Федерального закона № 44-ФЗ):

1) оценка конкурсной документации в рамках предквалификационного отбора участников конкурса;

2) оценка заявок на участие в конкурсах в рамках предквалификационного отбора;

3) оценка соответствия участников конкурса дополнительным требованиям заказчика при проведении предквалификационного отбора.

      Экспертиза в перечисленных случаях может проводиться по усмотрению заказчика. Необходимость ее проведения обусловлена установлением при проведении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса дополнительных квалификационных требований к участникам закупки. К таким требованиям относятся условия о наличии у них финансовых, материальных, кадровых ресурсов и опыта работы, связанного с предметом контракта, а также требования к деловой репутации. Установление указанных требований обусловлено технической и (или) технологической сложностью, инновационным, высокотехнологичным или специализированным характером объекта закупки (ч. 2 ст. 56 Федерального закона № 44-ФЗ). Таким образом, у заказчика может возникнуть необходимость экспертно оценить требования, которые должны быть предъявлены к участникам закупки, а также соответствие участников этим требованиям;

  1. Решение о привлечении к приемке эксперта, экспертной организации заказчик принимает по своему усмотрению, однако в ряде случаев их участие в приемке является обязательным.

      Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт.

      Заключить контракт с экспертом, экспертной организацией целесообразно заранее, с учетом времени, необходимого для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта.

III. Требования к экспертам, экспертным организациям

  1. Эксперт, экспертная организация должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в отношении предмета экспертизы (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ). Однако не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.
  2. Таким образом, согласно положениям Федерального закона № 44-ФЗ для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик вправе:

    — привлечь физическое лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла и не являющегося либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшегося должностным лицом или работником заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

     — привлечь индивидуального предпринимателя, обладающего специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла и не являющегося либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшегося должностным лицом или работником заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

     — привлечь юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла);

     — провести экспертизу своими силами, то есть силами своего структурного подразделения, если это не закупка у единого поставщика.

  1. Часть 2 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ определяет перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно могут оказывать влияние на результат проводимой экспертизы, в частности:

     1) лица, являющиеся либо являвшиеся в течение двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя);

     2) лица, имеющие имущественные интересы в заключение контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

     3) близкие родственники, усыновители или усыновленные руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

     4) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов либо более чем 20% вкладов, долей.

     Эксперт, экспертная организация обязаны письменно уведомить заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (ч. 3 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ). В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы, заказчик должен незамедлительно принять меры, направленные на привлечение иного эксперта, иной экспертной организации (ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ).

     Требования к независимости экспертов сформулированы в ч. 2-4 ст. 41Федерального закона № 44-ФЗ. Эксперты, экспертные организации должны быть независимыми как от заказчика, так и от поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого проводится проверка.

     За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за не выполнение экспертом и/или  экспертной организацией требования части 3 статьи 41 эксперт и/или экспертная организация, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

  1. Отбор эксперта, экспертной организации

     Привлечение эксперта, экспертной организации осуществляется на основании договора (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ). Федеральный закон № 44-ФЗ не определяет особенностей порядка выбора заказчиком экспертов, экспертных организаций для заключения такого договора. Следовательно, при выборе он должен руководствоваться общим порядком, установленным Федеральным законом № 44-ФЗ.

      Таким образом, для осуществления закупки услуг экспертов, экспертных организаций заказчику необходимо:

    1) определить предмет экспертизы;

    2) выбрать способ определения исполнителя — эксперта, экспертной организации.

     При выборе способа определения заказчик должен учитывать ограничения, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и т.д.);

     3) провести процедуру определения исполнителя — эксперта, экспертной организации.

     Если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций осуществляется из числа лиц, соответствующих указанным требованиям (ч. 8 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ);

     4) заключить контракт с экспертом, экспертной организацией.

  1. Контракт с экспертом, экспертной организацией

Заказчик привлекает эксперта, экспертную организацию на основании договора (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ). Ввиду отсутствия в Федерального закона № 44-ФЗ указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ.

Если закупка услуг эксперта, экспертной организации осуществляется путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, форма контракта должна соответствовать проекту контракта, утвержденному в составе документации о закупке.

В контракте рекомендуется указать:

      1) условия, которые являются обязательными для включения в контракт в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ;

      2) предмет экспертизы, функции и полномочия эксперта, экспертной организации;

      3) условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ);

     4) вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ).

  1. Порядок проведения экспертизы
  2. Перед началом проведения экспертизы эксперту, экспертной организации следует убедиться в создании необходи­мых условий для выполнения экспертных услуг и получить все необходимые и достоверные сведения, а заказчику экс­пертных услуг следует обеспечить создание указанных усло­вий и предоставление всех сведений.

     При проведении экспертных услуг эксперту, экспертной организации следует:

     — соблюдать установленные контрактом (договором) порядок и сроки проведения экспертных услуг;

      — проводить анализ полученных в результате оказываемых услуг данных и готовить обоснованные, объективные выводы и (или) предложения по по­ставленным вопросам;

      — приостанавливать оказание экспертных услуг, если предъявленные для экспертизы документы недостаточны, не­пригодны, а также, если не созданы необходимые условия для проведения экспертизы;

      — сохранять объекты, переданные для проведения экспертизы, в усло­виях, исключающих их хищение, утрату, порчу или видоизменение.

  1. В зависимости от вида экспертных услуг в контракт реко­мендуется помимо перечисленных в пункте 1 раздела VI настоящих Методических ре­комендаций полномочий включать, в частности, следующие положения о функциях эксперта, экспертной организации:

      а)       при разработке технических, технологических и качественных характеристик товаров (работ, услуг), подлежащих включению в документации (извещение) по закупке:

      — формулирование технических требований к товарам (работам, услу­гам) исходя из установленного заказчиком функционального назначения то­варов (работ, услуг);

     — определение конкретных параметров характеристик товаров (работ, услуг), требований к результатам работ, вытекающих из нормативной и технической документации;

     — определение характеристик товаров (работ, услуг), исключающих возможность недобросовестной конкуренции участников закупки;

     — определение требований безопасности товаров (работ, услуг);

     — определение нормативной и технической документации (ТР, ГОСТ Р, ГОСТ, СТО, ТУ и др.), положениям которой должны соответствовать ха­рактеристики товаров (работ, услуг);

     — формулирование технических требований проекта контракта;

     б)      при экспертизе технического задания входящего в проект документации (извещении) о закупке:

     — анализ содержащихся в техническом задании технических требований к товарам (работам, услугам) на соответствие установленного заказчиком функционального назначения товаров (работ, услуг);

     — анализ содержащихся в техническом задании характеристик товаров (работ, услуг), требований к результатам работ, требований безопасности

     — товаров (работ, услуг), вытекающих из нормативной и технической доку­ментации;

     — анализ характеристик товаров (работ, услуг) на предмет предотвра­щения недобросовестной конкуренции участников закупки;

     — предложения по техническим требованиям проекта конкурсной до­кументации, документации об аукционе, запроса котировок;

      в)      при экспертизе заявок участников закупки:

     — определение соответствия указанных в заявках характеристик (коли­чества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, ус­луг) и результатов работы требованиям документации (извещении) о закупке;

     — определение соответствия указанных в заявках характеристик товаров (работ, услуг) и результатов работы определенному заказчиком функцио­нальному назначению товаров (работ, услуг);

     — установление соответствия указанных в заявках качественных ха­рактеристик товаров (работ, услуг) требованиям системы(ам) добровольной сертификации;

     — установление соответствия указанных в заявках систем менеджмента участников закупки требованиям российских и международных стандартов в сфере менеджмента (ИСО и другие);

     — анализ предложений участников закупки и информации об участниках закупки на предмет недопустимости заключения мнимого или притворного контракта и ограничения добросовестной откры­той конкуренции участников закупки;

     — проверку соответствия указанных в заявках критериев безопасности товаров (работ, услуг) установленным законодательством требованиям безопасности товаров (работ, услуг);

      г)       при приемке товаров (работ, услуг):

      — соблюдение установленных контрактом и (или) предусмотренной им нормативной и технической документацией правил, порядка, сроков и мето­дов проведения приемки товаров (работ, услуг), отбора образцов (проб) това­ров;

       — определение конкретных характеристик (количества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, услуг);

        — определение показателей (физико-механических, физико-химических, микробиологических и др.) товаров, материалов, оборудования;

       — проведение полного исследования конкретных характеристик (коли­чества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, ус­луг) на соответствие их требованиям контракта и положениям предусмот­ренной им нормативной и технической документации, образцу — эталону то­варов;

        — маркировку объекта экспертизы путем нанесения оттиска личного штампа эксперта или иным способом, подтверждающим проведение исследования с объектом экспертизы, за исключением случаев, если это невоз­можно осуществить на определенных видах товаров, результатов работ (ус­луг), или это может привести к потере товарного вида продукции, либо огра­ничить в последующем использование объектов экспертизы;

       — соблюдение правил по охране труда и противопожарной безопасности при проведении экспертизы;

       — право собирать или запрет на сбор самостоятельно сведений, связан­ных с приемкой товаров (работ, услуг), отбором образцов (проб) товаров;

       д) при инспектировании производства товаров, выполнения работ и оказания услуг (контроль качества сырья, соблюдения технологий производ­ства) в процессе исполнения контракта:

      — определение методов и программы инспектирования производства то­варов, выполнения работ и оказания услуг, обеспечивающей соответствие их характеристик качества и безопасности требованиям нормативных правовых

      — актов, договора (контракта), положениям нормативной и технической доку­ментации;

       — проверку наличия и достаточности технологического оборудования для обеспечения обязательных требований к безопасности продукции;

      — проверку соответствия инфраструктуры, производственной среды и технологического режима производства, включая критерии безопасности и качества, заявленным характеристикам и технологическому описанию соот­ветствующего производства и требованиям нормативной и технической до­кументации;

      — оценку соответствия производства отраслевым документам, регла­ментирующим качество продукции;

      — оценку стабильности качества продукции и основных технологиче­ских процессов;

       — проверку соответствия критериев безопасности производства сырья и материалов требованиям, установленным договором (контрактом), норма­тивной и технической документацией для безопасности товаров (работ, ус­луг);

       — осуществление контроля качества изготовления продукции, включая осуществление контроля за технологией изготовления продукции и проведе­ние всех видов испытаний в соответствии с требованиями договора (контрак­та) и технологической документации;

      — проверку системы или отдельных ее элементов менеджмента качества производителя продукции.

  1. Для обеспечения проведения точного, полного и обоснованного экспертного исследования заказчику экспертных услуг следует проинформи­ровать эксперта, экспертную организацию о функциональном назначении подлежащих поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

       Помимо этого в зависимости от вида оказания экспертных услуг в кон­тракт рекомендуется включение, в частности, следующих полномочий заказчика:

       а)       при экспертизе технического задания включенного в документации (извещение) по закупке:

       — предоставление проекта технического задания;

         — предоставление различных справочных и информационных материа­лов, необходимых для проведения экспертизы;

         б)      при экспертизе заявок участников закупки:

       — предоставление проекта конкурсной документации, включая проект контракта;

       — предоставление, при необходимости, нормативной и технической до­кументации, предусмотренной контрактом;

       — предоставление имеющейся у заказчика экспертных исследований информации об участниках закупки, обеспечение содействия в получении необходимой дополнительной указанной информации;

       в)      при приемке товаров (работ, услуг):

       — присутствие либо отсутствие при проведении экспертизы представи­телей заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) или изготовителя, если это вытекает из условий контракта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

       —        присутствие представителей таможенных органов, карантинной службы, органов государственного контроля (надзора) или других органов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации товары подлежат досмотру этими службами, органами;

       — предъявление необходимой для проведения экспертизы коммерче­ской, товаросопроводительной, нормативной, технической и иной докумен­тации;

       — предоставление, при необходимости, поверенных органами государ­ственной метрологической службы или другими уполномоченными органами средств измерений (в том числе переносные средства измерений — щупы, из­мерительные линейки, рулетки и другие средства), подлежащих государст­венному метрологическому контролю, а также калиброванных любой метро­логической службой или уполномоченным физическим лицом средств изме­рений, не подлежащих государственному метрологическому контролю;

        — обеспечение свободного доступа экспертов к товарам, результатам работ (услуг), подлежащим экспертизе;

       — предоставление отдельного помещения для обеспечения сохранности товаров, результатов работ (услуг), подлежащих экспертизе, за исключением случаев проведения лабораторных исследований в аккредитованных испыта­тельных лабораториях независимой экспертной организации;

        — соблюдение правил по охране труда и технике противопожарной безопасности при проведении экспертизы.

  1. По окончании экспертных исследований эксперт, экспертная организация передает приемочной комиссии заказчи­ка экспертных услуг акт экспертизы.

VII. Акт экспертизы

  1. По результатам произведенного экспертом, экспертной организацией исследования составляется акт экспертизы, в котором содержится описание только тех фактов, которые были установле­ны в ходе проведения экспертизы. В акте экспертизы не допускаются подчи­стки, помарки и незаверенные печатью эксперта, экспертной организации исправления.

        Акт экспертизы прилагается к протоколу приемочной комиссии по проведению приемки товаров (работ, услуг).

       Акт экспертизы включает вводную часть, исследовательскую часть и выводы.

  1. В водной части акта экспертизы следует, в частности, отражать:

       — сведения о эксперте, экспертной организа­ции, о заказчике экспертизы и его представителях;

       — дату и место проведения экспертизы, дату и номер контракта (догово­ра) и уведомления — заявки;

       — фамилию, инициалы, должность эксперта, проводившего экспертные исследования, а также номер и срок действия аттестата эксперта (в случае наличия аттестата);

      — наименование и функциональное назначение объекта экспертизы;

      — задачу экспертизы;

       — сведения о предъявленной документации, поставщике (подрядчике, исполнителе), грузоотправи­теле, изготовителе объекта экспертизы;

       — условия хранения объекта экспертизы, состояние упаковки, маркиро­вочные данные.

  1. В исследовательской части акта экспертизы следует, в частности, отражать:

      — описание объекта экспертизы;

       — ход изучения предъявленных заказчиком экспертизы документов, имеющих значение для формирования выводов;

      — этапы проведения экспертизы с указанием методов исследования;

      — сведения об использованных технических средствах измерений (пове­ренных, калиброванных), условиях их применения;

      — краткую характеристику использованных устройств, материалов, ре­жимов съемки и печати;

      — сведения о нормативной и технической документации, протоколах испытаний и других документах, которыми руководствовался эксперт при разрешении закупки;

      — фактически установленные результаты проведения экспертизы в со­ответствии с поставленной задачей;

       — оценку отдельных этапов экспертизы, анализ полученных результатов в целом;

      — даты начала и окончания экспертизы,

       — причины невозможности решения отдельных вопросов в полном объ­еме, требуемом задачей экспертизы.

  1. В выводах акта экспертизы следует, в частности, отражать:

      — однозначные исключающие возможность двоякого толкования ответы на поставленные вопросы, корреспондирующиеся с задачей экспертизы и ис­следовательской частью акта экспертизы без потребности в дополнительных объяснениях эксперта;

      — причины, по которым не возможно было решить поставленный во­прос и дать на него ответ;

      — установленные в процессе исследования выводы по не поставленным заказчиком экспертизы вопросам.

        Акт экспертизы подписывается экспертами, проводившими экспер­тизу. При проведении экспертизы экспертной организацией акт экспертизы регистрируется в этой организации, удостоверяется подписью её руководителя и скрепляется печатью экспертной организации.

VIII. Стоимость экспертных услуг

  1. Стоимость услуг экспертов, экспертных организаций определяется в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

       Последнее и самое важное (ответственность за недостоверные результаты экспертизы по 44 фз). Последнее время участились случаи так называемого «обхода» требования нового 44-ФЗ о привлечение эксперта при закупках у единого поставщика, различными руководителями бюджетных и не очень организаций. Делается это следующим образом: работнику Заказчика в должностные обязанности «закрепляют» проведение экспертизы результатов, полученных по контракту, помимо основных рабочих обязанностей. Руководители полагают что это весьма «законный» способ проведения необходимой экспертизы для закрытия тендера. К сожалению это не так. Это — прямое нарушения целого ряда статей Законодательства РФ. Данные «назначенные» лица не обладают:

       Чем это чревато для назначившего данное лицо Руководителя? Крупным денежным штрафом (120 т.р.) и освобождением от занимаемой должности по статье проф непригодность — как минимум. Как максимум речь может идти о факте УК 159 ч.3 «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере» и лишением свободы на срок до шести лет.

       Чем это чревато для работника с «закреплёнными» обязанностями эксперта? Как минимум это УК РФ 307. «Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста» (не компетентность = ложное показание), и как следствие штраф 80 т.р и исправительные работы сроком до двух лет.               Весьма вероятно что «экспертизы» для такого назначенного лица вполне могут закончится и УК 159 ч.4 «Мошенничество, совершенное организованной группой (с Руководителем) либо в особо крупном размере» (экспертиза от 100 т.р считается крупной). А это 5 лет тюрьмы.

         И это ещё без учёта штрафов по 44-ФЗ, а по ним будут штрафовать как раз в 1 очередь. Посмотрите таблицу сверху и увидите массу связанных с этим штрафов. По сути, закрепляя такие обязанности за сотрудником, Руководитель просто «подставляет» своего же сотрудника (и себя) под следующую плановую проверку закупок под увольнение.

       Классифицируя по контролирующим субъектам, закон № 44-ФЗ разделяет все виды контроля на 3 группы:

        Первый вид мы подробно разобрали выше. Однако к перечисленным органам можно добавить еще такие государственные корпорации, как «Росатом» и «Роскосмос». Ведомственный контроль заключается в наблюдении государственными органами и корпорациями за деятельностью подведомственных им заказчиков.

       Второй тип контроля осуществляется заказчиком (организатором) тендера. Эта функция заключается в курировании поставщика при выполнении им контракта. Также заказчик следит за субподрядчиками и соисполнителями по договору. При этом уровни такого контроля законодателем не ограничены, поэтому заказчик может отслеживать соблюдение норм о торгах на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

 

  • Судебная экспертиза
  • Обследование зданий
  • Экспертиза промышленной безопасности
  • Экспертиза 44-ФЗ
  • Контроль строительства